Хорошо ли мы знаем историю своей малой родины? Получить убедительный ответ на этот вопрос будет достаточно трудно. А почему? – спросите вы. Да потому, что в истории многих сёл имеются исторические пробелы, требующие изучения, исследования и исправления!
Ещё в середине 70-х годов прошлого века, обучаясь в восьмилетней школе с. Никулино, я спросил учителя истории Белова М.П. об истории села. Он тогда мне ответил, что имеется написанная книга о селе. Но книги увидеть мне не довелось. Если она и существовала, то куда-то бесследно исчезла. А рассказы старожилов о том, из каких мест прибыли наши прапрапрадеды со своими семьями в здешние места, терялись в загадках. Мои многолетние поиски в архивах Ульяновской, Пензенской и Нижегородской областей лишь в 2014 году увенчались успехом. Пусть частично, но согласно имеющемуся архивному документу удалось сократить исторический пробел в том, как появилось с. Никулино. И к 165-летию образования села, которое никулинцы будут отмечать в 2015 году, с большим удовольствием предоставляю собранный мной исторический материал районной газете.
Согласно справке, предоставленной мне архивом Ульяновской области за №04-14/32 от 30.05.2014 г., село Никулино на землях Порецкого района появилось в результате проведения генерального межевания земель в Российской империи. На основании Указа Сената 1839 года для размежевания земельных угодий, состоявших в общем и чересполосном владении, создавались губернские посреднические комиссии по полюбовному и специальному размежеванию земель. Так, в фонде Симбирской губернской посреднической комиссии по полюбовному размежеванию», силами работников архива (низкий им поклон от всех никулинцев) было выявлено дело «По полюбовному размежеванию дач села Никулино и сельца Боголеповки (Дурасовки) Курмышского уезда» за 1850-1858 гг., в котором имеется запись, что в 1849 году при посредстве Курмышского уездного посредника князя Давлеткильдеева была составлена полюбовная сказка (на современном языке договор) на размежевание земли в с. Никулино между детьми умершего коллежского секретаря Николая Васильевича Ульянина и тайной советницей Прасковьей Ивановной Мятлевой.
Итак! Руководствуясь архивным документом, теперь можно с уверенностью сказать, что образованию с. Никулино в Порецком районе Чувашской Республики поспособствовал Указ Сената от 1836 года по размежеванию (разделение) земельных угодий губернскими посредническими комиссиями между землевладельцами. Также в архивной справке говорится, что после размежевания участок земли, где проживали крестьяне помещика Ульянина (а проживали они на тот момент в с. Дурасовка Курмышского уезда), должен перейти Мятлевой. В обмен она (П.И.Мятлева (1772-1859) в Курмышском уезде имела 1.5 тысячи га земли) уступила для нового поселения вышеизложенных крестьян свой земельный участок размером 355 дес. 240. саж. около речки Киши. Вот здесь можно было бы поставить точку: но есть вопросы, на которые необходимо искать ответы, а это: 1. Из каких мест прибыли изначально в с. Дурасовка, а затем переехали в с. Никулино 17 дворов – 17 фамилий (Байковы, Беловы, Быковы, Волковы, Денисовы, Дубровины, Косолаповы, Куприяновы, Легудевы, Лёвины, Луньковы, Мишенькины, Никитины, Прокопьевы, Спирины, Страховы и Царёвы)? 2. Почему новое поселение вдоль речки малая Киша переселенцы назвали с. Никулино? Ответов на вышеизложенные вопросы у меня пока нет, но есть наработанный материал, которым хотелось поделиться с читателями, в том числе никулинцами.
Ульянин Николай Васильевич (1794-1846) родился в Нижнем Новгороде, у него с братьями Александром (1781-1856) и Владимиром (1796-1858) в Нижегородской и Симбирской губернии числилось крестьян 355 душ (родовые), а за матерью его в Нижегородской губернии 421 душа (благоприобретённое). Николай и Владимир являлись участниками Отечественной войны 1812 года. Николай Васильевич с Нижегородским ополчением в чине прапорщика 4-го пехотного полка участвовал в заграничном походе 1813-1814 гг.
В истории Нижегородской губернии можно найти много информаций, затрагивающих род Ульяниных. Так, в «Переписной книге Арзамасского уезда 1678 г.» при упоминании деревень Ари и Малые Ари указано, что принадлежат они семье Ульяниных (Осип Симаков – сын Ульянина) и в них зарегистрировано: в д. Ари – 12 дворов крестьян и бобылей (40 человек мужского пола) и 2 двора задворных людей (10 человек мужского пола); в д. Малые Ари – 8 дворов задворных людей. Принято считать, что задворные люди привезены или переселены из других мест землевладельцами. Бобыли – оставшиеся здесь солдаты другой национальности, другой веры. По религиозным соображениям они не могли создать совместные браки, семьи. И только после того, как в 70-е годы 17 века все жители были обращены в христианство, совершались совместные браки, появились православные имена. Разнонациональные семьи говорили на господствующем языке – языке матери. Через поколения язык и разговорная речь стали только русскими. Само название деревень – Ари – мордовского происхождения и возникло на основе очень небольшого мордовского поселения в удобном месте на левом берегу речки, на правом берегу возникли Малые Мари. Своим возникновением обязаны колонизационной деятельности арзамасских городовых дворян Ульяниных. Они захватили не принадлежащие им земли, посадили задворных крестьян, переселенных из других мест, позднее «высочайшей милостью» захват был узаконен.
В результате размежевания земель в Лукояновском уезде 1844-1845г.г. состав владельцев крестьянскими дворами и землёй в деревнях Большие и Малые Ари уточнился. До 1844 г. владения были общими для 7 помещиков – родственников. После 1845 г. владельцев крестьянских дворов осталось 5 помещиков, за Ульяниными числились 41 крестьянский двор и сельцо М. Ари.
В настоящее время на территории Лукояновского района Нижегородской области находятся 14 мордовских сел, остальные 52 населённых пункта – русские. Особенности заселения территории Лукояновского района отразились не только на национальном составе населения, но и на пестроте говоров и наречий, обычаях, привычках и даже характерах жителей разных сёл. Взять хотя бы разнообразие говоров, которые очень редко совпадают у населения двух рядом расположенных сёл. Есть несколько сёл, жители которых по-нижегородски сильно «окают». У жителей Волчихи (12 км от г. Лукояново) «акающий» (московский) говор, твёрдое «ч» у лопатенцев, в речи жителей сел Никулина (11 км от с. Волчиха) и Кудиярова отмечается замена «г» на «ц». Да, уважаемый читатель, Никулино находится в 15 км от г. Лукояново и в 8 км от сел Большие и Малые Ари. В «Писцовых книгах» Арзамасского уезда В.Ф Киреевым и Григорием Молчановым от 1677 года говорится, что весной 1595 года по царскому приказу поместья Третьяка и Фёдора Лопатиных были отмежёваны от поместий Ивановских, жены Микулина. По левую сторону реки Ошнары земли отошли к Лопатиным, где и возникло с. Лопатино, а по правую – к Микулиным, где и появилось с. Никулино.
Этот факт говорит мне о следующем. В моей памяти еще сохранился говор никулинских старожилов в Порецком районе, хотя они писали и читали с. Никулино через букву «н», а произносили название своего села через букву «м», т.е. Микулино. К тому же у братьев Ульяниных были единоличные владения в нынешней Московской области. Так, в записях (ЦИАМ. Ф. 4. Оп. 14. Д. 13. Л. 3, 27) от 14.08.1847 года значится: А.В. Ульянин подарил своей дочери в приданое сельцо Петрово Серпуховского уезда Можайской губернии, в котором числилось 100 душ крестьян мужского пола и дворовых людей. Тем более среди никулинских переселенцев имеется громкая фамилия «Царёв». Такие фамилии давались служивым людям по наименованию владельца, т.е. принадлежащий царю. К тому же «московское» аканье никулинцев прослеживается даже в поколении родившихся в 50-60 годы 20 века.
Уж слишком много совпадений, которые указывают на то, что именно Лукояновский район Нижегородской губернии был плацдармом для формирования и отправления переселенцев в нынешние места проживания. В церковном календаре за 1888 год сообщается: «Село Аря, церковь каменная в честь Рождества Христова, построенная в 1805 году. В с. Никулино Порецкого района тоже церковь в честь Рождества Христова, построенная в 1887 году.
Возможно, что 17 дворов переселенных в с. Дурасовка, а затем переехавшие в с. Никулино были из числа крестьян, привезённых из центральных областей России, которые проживали определённое время в Лукояновском уезде в статусе «задворных людей», поскольку у никулинских крестьян на 1850 год имелись фамилии, тогда как многие крестьяне в единоличном владении коллежского секретаря Ульянина Н.В. в Нижегородской губернии во второй четверти 19 века фамилий не имели, только отчества.
В августе 2014 года я посетил 5 сел в Лукояновском районе Нижегородской области, беседовал со старожилами сёл, но не в Большой и Малой Ари, а также в сёлах Никулино, Соврасово, Итматово, схожих фамилий с никулинскими переселенцами не нашёл.
А вот название с. Никулино появилось, возможно, так. Когда никулинские переселенцы решали на сходе, как назвать новое поселение, возможно, среди переселенцев был мужчина из с. Никулино, обладающий авторитетом или старшинством среди переселенцев. Он, возможно, и предложил назвать новое поселение Никулиным, а все остальные с ним согласились. Может быть, кто-то из братьев Ульяниных или сам Н.В. Ульянин повелевал дать название новому поселению в Курмышском уезде с. Никулино.
Но, подчеркиваю, это только моя версия и не более того, над этим надо ещё работать, делать запросы в архивах, выезжать и, надеюсь, к 170-летию с. Никулино останется меньше исторических пробелов.
А. Соседов