Ваш ребёнок – будущий первоклассник. Его успехи в учёбе в первую очередь будут зависеть от него самого и только во вторую – от вас и учителя школы. Поэтому зададимся, прежде всего, вопросом: какие умения, навыки, психологические качества пригодятся ребёнку в школе, помогут добиться успехов?
Именно психологическая готовность к обучению в школе станет тем подспорьем, которое ребёнок может использовать в сложной ситуации, при встрече с трудностями. С какими же трудностями придётся столкнуться ребёнку в первом классе?
Хочет ли ребенок учиться?
Для ответа достаточно предложить ребёнку выбрать из трёх дел то, которое ему больше хочется выполнить: поиграть, помочь по дому или позаниматься с книжкой. Учтите, что момент для подобного выбора надо найти подходящий, когда ребёнок ничем не занят, никуда не торопится. И пусть он будет уверен, что любой выбор разрешён и не лишит его вашего родительского внимания.
Если нет желания и интереса к учению (познавательной деятельности), умение читать и считать, любые другие достоинства вашего ребёнка не сделают для него радостными и эмоционально приятными школьные события.
Это от вас, родители, прежде всего, зависит, с каким настроением придёт ребёнок в школу: с радостным ожиданием новых открытий или желанием поскорее сбежать домой к оставленным игрушкам, телевизору и т.д.
Систематические занятия в школе предъявляют высокие требования к самоорганизации ребёнка: не пропустить мимо ушей домашнее задание, не забыть захватить из дома все нужное для уроков, быстро уметь включиться в дело после перемены и т.д.
Иногда не надо проводить специального теста, достаточно вспомнить, как ваш малыш справляется с регулярными домашними обязанностями, всегда ли может найти среди своих вещей нужную в данный момент (в ящике, на полке, в комнате может быть «беспорядок», с точки зрения мамы, в котором ребёнок прекрасно ориентируется). Если ребёнок неорганизован, советуем поиграть, например, в такую игру: «Семь нужных вещей». Водящий придумывает задание, куда отправить игрока («на прогулку в дождь», «в лес за грибами», «на рисование», «в школу на урок математики», «на Северный Полюс» и т.д.), а задача игрока – собрать в дорогу 7 – 10 нужных вещей. Допустим, он берёт на рисование бумагу, карандаш, краски, ластик, кисти и т.д. потом игроки меняются ролями.
ПОМНИТЕ! Ребенка нельзя научить самоорганизации, если не доверять ему
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ выполнение какой-либо работы. Пусть он чувствует ответственность за какое-то маленькое, но его собственное дело.
Ещё одна значимая для успеха в школе особенность вашего ребёнка – это его САМООЦЕНКА. Если САМООЦЕНКА занижена (ребёнок считает себя хуже других, неумехой, плохим другом, глупым и так далее), он неохотно берётся за дело – «Всё равно не получится».
Родители, поддержите своего малыша! Помогите ему поверить в его силы, поощряйте и хвалите его даже за малозаметные достижения, за старание и приложенные усилия, и главное – пусть ваш сын или дочь почувствуют, что вы их любите безусловно, несмотря на неудачи, только тогда он поверит в свои силы, если вы в него верите и принимаете.
Бывает, что самооценка у ребёнка завышена. Он уверен в своём совершенстве, он лучше всех, умнее всех. В этом случае опасность заключается в том, что, потерпев неудачу, этот ребёнок перестаёт верить в свои силы. Необходимо научить ребёнка ошибаться так, чтобы самооценка от этого не страдала, не падал интерес к учёбе и чтобы неудовлетворительная отметка в дневнике не приводила к истерикам или страху перед школой. Сформируйте у своего ребёнка следующие установки:
– прежде чем дело выйдет хорошо, надо потренироваться;
– если не получилось в первый раз, попробуем снова;
– оценка – за дело, а сам ребёнок хорош и умён в случае неудачи.
Для формирования этих установок особенно подходят настольные игры:
«шашки», «домино», «лото» и другие. Поможет вашему ребёнку и наблюдение за тем, как вы, взрослые, иногда проигрываете и как переживаете неудачи.
Вопрос о положительной самооценки, уверенности в своих силах очень тесно переплетается с вопросом активности, инициативы ребёнка, умения и желания высказывать свою точку зрения и отстаивать её. Это, несомненно, важные личностные качества для школьника. Несмотря на то, что в первом классе они ещё не выходят на первый план, закладываются эти качества в старшем дошкольном возрасте.
Предложите своему малышу самому придумать для семьи планы на выходной день, составить меню обеда, украсить комнату ко дню рождения и т.д., и вы увидите, с каким упоением он реализует свои собственные замыслы. Если у вас дома инициатива ребёнка поддерживается, если вы даёте малышу поэкспериментировать свободно, из него вырастет активный человек, способный на самостоятельные идеи и действия.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ребёнка в 1 классе школы часто бывают связаны с включением в новый коллектив, завязыванием новых дружеских контактов, необходимостью отстаивать своё место в социальной иерархии класса. Проблем здесь будет меньше, если ребёнок владеет коммуникативными навыками: умеет знакомиться, играть по правилам; может понять по мимике и позе другого его душевное состояние; способен проявить сочувствие, помочь в трудной ситуации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к школе предполагает также развитые до определённого уровня внимание и память, способность к логическому конструктивному мышлению.
Хочется посоветовать родителям не «натаскивать» детей на выполнение тех или иных заданий, а обратить свои силы и внимание на положительные отношение ребёнка к учёбе и школе, эмоциональное отношение ребенка к учёбе и школе, эмоциональное благополучие его в отношениях со сверстниками, уверенность в своих силах.