Замечательный памятник зодчества, украшающий центр села Семеновского Порецкого района Чувашской Республики – храм Вознесения Господня, отмечает 200-летие со дня освящения. Мероприятия, посвященные юбилею исторического бытия храма, являющегося средоточием духовной жизни паствы старинного села, проходят в год знакового события российской культуры – 400-летия Дома Романовых. Династия Романовых правила 304 года. За это время возникло одно из самых сильных и могущественных государств мира – Российская империя. Благодаря державному уму и мудрости Романовых как венценосных особ, так и их родственников и окружения, Россия получила огромное наследство в виде многочисленных памятников истории культуры. Все сказанное в полной мере относится к храму Вознесения Господня.
На Руси основным типом поселений было село. Это название появилось на страницах русских летописей в X веке и обозначало «княжеское загородное имение». Позднее – «обстроенное и заселенное крестьянами место, в коем есть церковь». Село Порецкое, сельцо Лобачево и село Семеновское представляли собой Порецкую волость. До конца XVI века село, как и вся волость, принадлежало царскому двору. В начале XVII века село становится владельческим.
В 1731 году Порецкая вотчина, в том числе и село Семеновское, по указанию Императрицы Анны Иоанновны передается графу С. А. Салтыкову
Офицер-преображенец Семен Андреевич Салтыков, двоюродный брат Империатрицы по матери, Прасковье Федоровне Салтыковой, внес значительный вклад в укрепление самодержавной власти вступившей на престол Анны Иоанновны. На следующий день после переворота он стал генерал-лейтенантом, а вскоре и генерал-аншефом. Кроме того, он получил придворный чин гофмейстера и имение с десятью тысячами душ. Анна Иоанновна снова переносит столицу в Петербург и со всем двором переезжает на берега Невы, оставив Салтыкова генерал-губернатором и главнокомандующим Москвы, а 9 февраля 1732 года она жалует ему и титул графа. В научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук есть документ, где с. Порецкое упоминается в 1739 году как «вотчина генерала лейб-гвардии Преображенского полка, подполковника Её Императорского Величества, генерал-адъютанта сиятельнейшего графа С. А. Салтыкова». С. А. Салтыков и его сын П. С. Салтыков не только значительно расширили свои владения, но и стали активно внедрять промышленное производство в Порецком крае. В середине XVIII века в с. Гарт открывается стекольная фабрика, а в д. Кожевенное - писчебумажная. В с. Кудеиха вместо двух устаревших винокуренных заводов строится один, более мощный. После разгрома завода в 1774 г. пугачевцами, на реке Сиявка внук П. С. Салтыкова - граф И. П. Салтыков - сооружает новый винокуренный завод, имевший передовую по тому времени технологию, выпускавший 40000 ведер хлебного вина в год.
Представители знатного рода занимали высокие должности в Российской империи. Так, генерал-аншеф граф Н.И. Салтыков осуществлял общий надзор за поведением и здоровьем великих князей Александра и Константина, т. е. был воспитателем будущего царя Александра I. Владелец вотчины граф Иван Петрович Салтыков был с 1784 года генерал-губернатором владимирским и костромским, с 1796 – киевским губернатором, а с 1797 по 1804 гг. был военным губернатором Москвы. Документы свидетельствуют о значительном вкладе графа в развитие промышленности на территории вотчины. В период его руководства вотчиной «на Алатырских ярмарках особенно славились вино, кожа, стекло, изготовленные на заводах И. П. Салтыкова». Семеновские крестьяне торговали скотом, ремесленными изделиями. Их товар можно было видеть на базарах Порецкого, Талызина, Алатыря. Большой базар собирался по четвергам и в Семеновском. В селе были свои мельницы (паровые и ветряные) маслобойки. Широкое распространение получили гончарное, бондарное производства, изготовление телег, саней, корзин и др. На базарах славились брага, приготовленная на основе солода, а также табак, поставляемые семеновскими крестьянами.
Главная площадь центра вотчины – Порецкого – постепенно становится своеобразным административно-торговым центром села и вотчины. Здесь часто проводятся ярмарки, возвышается каменный Троицкий собор. Здесь в 1780 году на месте сожженного пугачевцами барского дома в стиле провинциального классицизма возводится каменнный жилой (барский) дом. История сохранила имя талантливого строителя особняка. Им был крепостной крестьянин из с. Семеновского М. Локтионов. Дом графа Салтыкова являлся своеобразным «офисом» владельцев вотчины и получил народное название «контора».
Село Семеновское славилось производством высококачественного кирпича. Согласно имеющимся данным, кирпича изготовлялось до 2 миллионов штук в год. В целях обеспечения формовки, сушки и обжига кирпича действовали 15 печей и 40 сараев. Из семеновского кирпича строились практически все значимые каменные строения в округе, в том числе Троицкий собор и барский дом (контора) в с. Порецком. Из своего высококачественного кирпича и возводится церковь Вознесения Господня села Семеновского.
Под строительство храма было выделено церковной земли «3 десятины 400 квадратных сажен усадебной и 33 десятины пахотной». Строительство храма, согласно документам, осуществлено правителем вотчины графом Петром Ивановичем Салтыковым за счет собственных средств. Вместе с тем известно, что средства на строительство храма вносились также помещиком Талызиным. В документах указывается, что на строительство граф Салтыков П. И в 1810-1812 годах взял взаймы у алатырского купца 1 гильдии, виноторговца М. С. Косолапова 60000 рублей, довольно высокую по тем временам сумму. Одновременно с церковью (храмовой частью) была построена и ярусная колокольня.
Монументальный, возведенный в лучших традициях классического зодчества сельский храм освятили в 1813 году в присутствии главного вкладчика П. И. Салтыкова, принадлежащего по праву рождения к высшему столичному свету. Проект церкви П.И. Салтыков, несомненно, заказал крупному зодчему, чье имя, к сожалению, установить пока не удалось. В архитектуре семеновской церкви чувствуется рука мастера, возможно близкого к кругу М. Ф. Казакова.
Церковь проектировалась и строилась в особую историко-художественную эпоху. В это время произведения зодчества создаются на основе глубокого изучения образцов античной классики, в них отражаются гражданский пафос, патриотизм. На развитие зодчества не могла не повлиять Отечественная война 1812 года, вызвавшая бурный, необычайный по силе патриотический подъем народа.
Непревзойденными, талантливейшими творцами русского классицизма являются В.И. Баженов, И.Е. Старов, М. Ф. Казаков, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин. Последним шедевром М.Ф. Казакова является здание Голицинской больницы в Москве (1801 г.), где при строгих архитектурных формах композиция получила какую-то необычную гибкость и живописность. Мотивы данного произведения, как ни странно, угадываются в композиционном решении, силуэте и пропорциях Вознесенской церкви с. Семеновского. Дорические портики, купол с аттиками, барабаны и крыши глав храмовой части семеновской церкви заставляют вспомнить о шедевре М. Ф. Казакова. Развитие русского классицизма, в формах которого возведен рассматриваемый памятник, продолжалось до 30-х годов XIX века. Это время расцвета зодчества и строительного искусства в России.
Строительное дело в России было полностью централизовано, возведение любого здания в пределах государства подчинено единым правилам. Все это способствовало появлению в провинции строений, относящихся к произведениям зодчества. Характерным примером является церковь в Семеновском. Церковь бесстолпная, освящена во имя Вознесения Господня и имеет приделы Божией Матери «Знамения» и преподобного Сергия Радонежского. Название церковь, как и большинство православных храмов, получила от наименования главного престола.
Храм двухсветный, пятиглавый. Православный храм – это сложный архитектурный организм, порожденный сочетанием функциональных, символических и художественных требований. Их переплетение и синтез обуславливают удивительное своеобразие храмов. Храм истолковывался как земное небо; назывался он также и «оком Божьим». Поэтому композиционное господство храма над прочей застройкой было необходимо, очевидно, не только для того, чтобы храм был виден отовсюду, но и чтобы храму – оку - было видно окружающее. Все это в полной мере учтено строителями храма в Семеновском. Символично и устройство пятиглавия. Пять глав знаменуют Христа и четырех апостолов. Унаследованное от древнерусского зодчества пятиглавие относится к самым распространенным на территории Чувашии завершениям храмов.
Четырехгранная, трехъярусная колокольня дополняет и обогащает архитектурный облик храма. Необходимо отметить, что колокольня или звонница являлась обязательным элементом церкви. Колокольный звон осмысливался как голос храма, зовущий прихожан на молитву. Тембр и характер служили отличительным признаком каждого храма, в том числе и семеновской церкви.
В 1909 году за счет средств прихожан осуществлены значительные работы по ремонту и реконструкции храма. В это время сооружается двухсветная, равная по высоте четверику трапезная. В документе говорится, что «трапезная часть храма (каменного) между настоящей и колокольней была расширена, с устройством в западной части хоров, где могут поместиться до 300 молящихся». В трапезной появились два симметрично расположенных придела северный – Знамения Божией Матери и южный – преподобного Сергия Радонежского. С этого времени храм стал трехпрестольным.
В архивах Симбирской епархии, куда входил приход в течение всего 19 века и в начале 20 века, сохранилось значительное количество документов, свидетельствующих о вкладе прихожан в украшение и поддержание храма. Епархиальное руководство неоднократно объявляло благодарность прихожанам за усердие в этом богоугодном деле.
Вознесенская церковь относится к числу немногих храмов Чувашии, практически не пострадавших в годы «богоборчества». Гонения на церковь на долгие годы стали составной частью внутренней политики страны советов. Уже в январе 1918 года был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В этом документе подчёркивалось: «никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют». В декрете также говорилось: «Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием», иными словами, конфискуются. Этот акт и последовавшие за ним инструкции положили начало репрессиям против священнослужителей, преследованию верующих за религиозные убеждения, массовому разграблению и разрушению храмов. По неполным данным уже в 1918 г. в чувашских уездах «было изъято более 7000 десятин монастырской, церковноприходской земли». В конце 920-х гг. начался открытый официальный террор по отношению к церкви. По стране окатилась волна закрытия храмов и монастырей. С середины 30-х гг. ликвидация церковных учреждений принимает массовый характер. Если в 1931-1935 гг. православных церквей было закрыто 63, то за 1935-1936 гг. – 111, 1936-1940 гг. – 121. К 1943 г. на территории Чувашии действовало всего 6 церквей.
В годы тяжких испытаний, выпавших на долю храма, прихожанам церковь Вознесения Господня удалось отстоять. Она была закрыта для богослужения только в 1942 году. Однако жизнь прихода продолжалась Храм практически не пострадал. Уникальный по художественной целостности храм сохранил в своем убранстве великолепные иконы, резные иконостасы, паникадила, хоругви и драгоценную утварь.
Позиции Русской православной церкви значительно укрепились в годы Великой Отечественной войны, что способствовало открытию ряда ранее закрытых храмов. В 1944 году Вознесенская церковь с. Семеновского вновь открылась и действует с этого времени. Таким образом, в течение двух веков, поколение за поколением, живет община храма, несущего на своих плечах тяжесть человеческих скорбей и легкое бремя радостей от рождения до смерти.
В 2003 году здание-памятник, убранство его интерьеров были исследованы специалистами Центрального музея древней русской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В экспертном заключении отмечена уникальность этого памятника как целостного храмового ансамбля. Подобная сохранность церкви, как они пишут, является для провинции большой редкостью, «художественная и культурная ценность памятника очень высока».
В основном храме находится трехъярусный иконостас, украшенный деревянной позолоченной резьбой и иконами, выполненными во второй половине XIX века. Резьба иконостаса и икон составляет целостный ансамбль, характеризующий церковное искусство этого времени. Живопись икон выполнена в академической манере высокопрофессиональными мастерами. Фоны орнаментированы с использованием дорогостоящей техники резьбы по левкасу с характерным для искусства этого времени орнаментом. В композициях икон, особенно в праздниках, заметно обращение к образцам столичной церковной живописи.
Резьба центрального иконостаса храма имеет стилистические признаки позднего ампира; в своей основе он изготовлен вскоре после строительства храма, но позднее, во второй половине XIX века, отдельные детали, возможно, были заменены. Иконостасы приделов и стены, отделяющей трапезную от основного объема храма, появились после ремонтных работ начала XX века, однако исполнены они в стиле, близком к резьбе главного иконостаса, и органично вписались в интерьер храма.
Иконы приделов были написаны одновременно с изготовлением иконостасов и представляют собой единый ансамбль. Они также написаны на золоте с резьбой по левкасу, последующей гравировкой и цировкой, требующими высокого профессионализма. Иконы представляют большой интерес как с художественной, так и с иконографической точки зрения, показывая распространение образцов столичной церковной живописи в провинции. Композиции икон праздничного ряда находят аналогии в росписях и мозаиках Исаакиевского собора в С.-Петербурге.
В храме хранятся весьма ценные иконы, относящиеся ко времени его украшения: образ преподобного Серафима Саровского и Богоматерь Знамение (Понетаевская) дивеевских писем и другие, дополняющие общий декоративный ансамбль убранства храма. В храме сохранились до наших дней и более древние образы. Так, особо чтимой является икона Святой Параскевы Пятницы, явленной на местном источнике в 1773 году. В честь нее каждый год совершается крестный ход к святому источнику. К XVIII столетию относится и другая храмовая святыня – икона Божией Матери Знамение. Особую историю имела икона Спаса Нерукотворного конца XVII-начала XVIII вв. Она была привезена, по преданию, из Грузии и пожертвована помещиками Нарышкиными еще в деревянный храм. В документах говорится: «В настоящей за правым клиросом в киоте под серебряной ризой помещается древняя икона Нерукотворного образа Спаса, вынесенная во время пожара из сгоревшей деревянной церкви. Эта икона прислана из Грузии помещиками Нарышкиными с давнего времени. Позолочена». Во второй половине 19 века икона была одета в серебряный оклад, украшенный эмалями и камнями. К сожалению, данная святыня и ряд других икон храма, в том числе икон из царских врат всех трех иконостасов, были похищены грабителями летом 2002 года.
Важной составной частью ансамбля Вознесенской церкви являлась часовня. В рукописи В. Рязанова «История села Семеновское» сказано: «На расстоянии примерно 150 метров к югу от храма, в 1861 году, в честь освобождения крестьян от крепостного права была построена часовня из красного кирпича».
Часовня была очень красивая, внутри было очень много икон, включая икону Божией Матери «Взыскание Погибших». На стенах часовни также были написаны иконы. В ней служили молебны уходящим рекрутам в армию и погибшим воинам села Семеновского. К сожалению, часовня была разрушена в конце 1930-х годов. Из икон часовни сохранилась и находится в храме одна – икона Божией Матери «Знамение».
Церковь служит высотным акцентом, организующим внутреннее пространство села, и в то же время, видимая издалека, она является как бы его «внешним представителем». Но самое главное, храм на протяжении двухсот лет был и остается святым местом для верующих, где православные христиане Семеновского «возносили и возносят хвалу Господу».
Памятник, украшающий лик села, относится к наиболее значительным образцам классического зодчества на территории Чувашской Республики.
При большом стечении жителей села, гостей и многочисленного духовенства торжественным Архиерейским богослужением был встречен 200-летний юбилей церкви Возне¬сения Господня с. Семеновского. Божественную литургию по случаю торжеств возглавил епископ Алатырский и Порецкий Феодор.
Известно, святыни на Руси, несмотря на самые тяжелые времена, строили всем миром в ознаменование побед и в знак благодарения Богу. Завершение строительства церкви и ее освящение происходили в знаменательное время.
В декабре 1812 г. разгромленная некогда великая армия Наполеона покинула пределы России. В 1813 году император Александр I подписал два Высочайших Манифеста – «Об изгнании неприятеля за пределы Российской Империи» и о построении в Москве храма Христа Спасителя в ознаменование победы над Наполеоном. Церковь Вознесения Господня, освященная в 1813 г., также является своеобразным «храмом Победы», воспевающим русскую державу, Русь Святую.
Духовность есть основа не только нравственного здоровья, но и залог успеха в социально-экономической сфере. Там, где возрождается вера и преображаются храмы, есть у народа будущее.
Н. Муратов,
директор «Государственного центра по охране культурного наследия».
(Альманах Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря, посвященный 400-летию воцарения Дома Романовых, декабрь 2013).