Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, дай силы изменить то, что могу изменить, и мудрость, чтобы отличить одно от другого.
Рейнгольд Нибур
(Молитва о спокойствии души).
Автор семи часовен в Бахмутове Евгений Соколов три года обучался по программе Богословского института в Духовно-просветительском лектории при Преображенском кафедральном соборе в г. Иванове. И вот в июне состоялся первый выпуск. Свидетельство об окончании учебы получил и Евгений Соколов. До этого он закончил две воскресные школы, позади пять лет духовной учебы.
Теперь он имеет право работать в храме, проводить беседы при подготовке к таинству и консультировать приходящих в храм по разным вопросам. Есть у него и желание продолжить учебу в Богословском институте с расширенной программой и в дальнейшем стать преподавателем института. Но это далекая мечта. А пока он намерен стать проповедником, чтобы иметь возможность странствовать по стране. Ему восьмой десяток лет, но жизненная энергия бьет через край. Некоторые его считают чудаком, но за его спиной индустриальный педагогический институт, по профессии он педагог-техник, долгое время работал в г. Иванове и Ивановской области в сельхозакадемии и мелиоративном училище учебным мастером и преподавал предмет "Тракторы". Его имя известно каждому жителю района. Инициатор и исполнитель часовен в д. Бахмутове живет в г. Иванове, но каждое лето приезжает на малую родину и около 13 лет занимается богоугодными делами. Все это он делает безвозмездно, привлекает людей, предприятия, которые ему активно помогают. Так всем миром и совершаются добрые дела.
Откуда у него непоколебимая вера, преданность Богу? Вера - это тоже дар. У кого-то он больше, а у кого-то меньше. Наверное, кому много дано, с того много и спросится. Говорят, чтобы услышать голос Божий и воспринять его как волю Божью, требуются внутренние усилия. Евгений Григорьевич считает, что на него большое влияние оказали дядя Степан Соколов и святые Ксения Петербуржская и Матрона Московская. Он побывал на их могилах. Его дядя был сильно верующим человеком, много перечитал церковных книг. Еще Евгений Григорьевич добрым словом вспоминает брата мамы, Максима Серегина, участника финской войны. В последние годы своей жизни тот жил в Сыресях, где и похоронен в 1973 году. За три дня до своей кончины он сообщил точную дату своей смерти. В селе его почитали, он нес людям добро, любил природу, детей учил плести корзины и лапти. У него был дар целительства и дар проповедовать о делах Божьих. У каждого человека на земле свой удел. У Серегина Максима Ивановича был вот такой удел. До сего дня сельчане ухаживают за его могилой.
У Максима, как и у сестры Анны Ивановны, было трудное детство. Они рано лишились родителей, которые оставили после себя девять детей сиротами. Удивительно, но все дети выжили. Девочки пошли работать няньками, а мальчики подались в нищие. Возможно, что еще кто-нибудь помнит эту семью в деревне Бредовке Октябрьского сельского поселения. В годы войны пали на полях сражений четыре брата у мамы. Сестра Полина строила военный завод на Урале. Другая сестра Екатерина в Выползове вышла замуж за Андрея Косова, который войну прошел от начала до конца. После войны пастушил. Третья сестра Мария с мужем Петром Киселевым уехала в Забайкалье. Вскоре мужа призвали на фронт, где он погиб смертью храбрых. Как рассказывает Евгений Григорьевич, мамин брат Максим в войну приносил милостыню, что тоже помогло выжить маленьким детям сестры Анны. Их у нее было трое: Иван, Александр и Евгений. Первые двое умерли, в живых сейчас только Евгений, который и занимается богоугодными делами. "Я делаю не для себя, а во славу Богу", - говорит Е. Соколов.
Что за человек Е. Соколов? В годы войны три года был в детском доме в Порецком, который был организован в августе 1941 года для приема эвакуированных детских домов. Он рано приучился к крестьянскому труду: работал комбайнером, трактористом. Армейскую службу проходил в Западной Украине механиком-водителем танка, участвовал в поимке двух шпионов. Имел второй разряд по бегу.
Его отец, Григорий Сергеевич, в период коллективизации одним из первых вошел в колхоз, долгое время возглавлял плотницкую бригаду. В 1941 году был призван на фронт. Ему недолго пришлось воевать. В одном из боев он получил смертельное ранение. Мама, Анна Ивановна, в колхозе работала дояркой. Она была в числе лучших в районе, в 50-е годы принимала участие в работе выставки в Москве на ВДНХ, откуда привезла хромовые сапоги. Прожила до 82 лет. Евгений Григорьевич со слезами на глазах вспоминает, как у мамы пас телят. Что такое тощие годы, он очень хорошо знает. В семье всё донашивали друг за другом, часто дома не было куска хлеба.
Евгений Григорьевич не любит рассказывать о своей семье, но вот что удалось узнать. С женой, Татьяной Яковлевной, познакомились в Ядрине, где она работала гинекологом. В Иванове, куда они переехали, она по своей специальности трудилась до пенсии. Вместе с ними живет дочь Ольга. Сына Павла 12 лет назад не стало. От хулиганов он защитил свою девушку, получив при этом 9 ножевых ранений. Убийца исполосовал и девушку: у нее насчитали 6 ножевых ранений. Врачи боролись за их жизни. Девушка умоляла врачей спасти Павла, но этого не удалось сделать. Через две недели ухудшилось самочувствие невесты Павла, и врачи тоже оказались бессильны что-либо сделать. Эта трагедия не сломала его и семью. Настал самый трудный момент в жизни: как жить дальше? Жена только промолвила: "Не будем искать убийцу. На все воля божья". После убийства сына Павла она увидела на небе крест и по-другому стала относиться к религии. Через какое-то время на пороге квартиры появился убийца, который каялся, просил прощения. Он отсидел, вышел из тюрьмы, запил… Так погубил и свою жизнь. "Жизнь часто нам посылает испытания, и если мы их с Божьей помощью выдерживаем, то после нам бывает благо, но если в преодолении их мы ропщем на Бога и отчаиваемся, то этим мы отвергаем волю Божью, - неспеша рассуждает Е. Соколов. - Апостол Иоанн говорил, что "мир во зле лежит". Очень трудно вырваться из этих пут. Но как только человеку удается это сделать, он меняется, отказывается от стереотипов восприятия окружающего мира".
Е. Соколов делится своей радостью. В этом году впервые в церковном облачении участвовал в крестном ходе в первых рядах с иконой Божьей Матери. После очередного сбора пожертвований на строительство пяти поклонных крестов, храма Воскресения Господня в Ряпине и реставрацию часовни Александра Невского на Базарной площади в Порецком, который он вел в один из базарных дней в райцентре, с умилением рассказывает, что люди с пониманием относятся к его деятельности. Он также ездит по району и даже в Сеченовский район Нижегородской области. "Одни равнодушно проходят мимо, другие демонстративно отворачиваются, третьи подходят и без слов подают деньги, - говорит Евгений Григорьевич. - Я не обижаюсь ни на кого. Сегодня не помог, завтра, послезавтра поддержит. Как говорят, мир не без добрых людей. Общими усилиями делается добро. Люди еще не очерствели душой".
Ему не нужна слава. У него прекрасная семья. Жена на пенсии, ее хобби - рыбалка. Она вместе с сестрой кормит бездомных кошек. Боль в душе - гибель сына. Возможно, в служении Богу находит утешение. Но в любом случае после себя он оставит на земле поклонные кресты и часовни, которые будут нам, живущим, напоминать: "Мы не вечны на этой земле". Евгений Григорьевич в сегодняшнем мире как светлый святой лик. Он совершает подвиг, на который решился сам, не для славы, а во имя нас, живущих на земле.
Он не производит особого впечатления: добрый старичок, весьма крепкий, спортивного телосложения, вечно куда-то спешащий. Но именно ему люди говорят: "Спасибо. Пусть Вам за доброе дело отзовется еще большим добром. Своими поступками открываете для нас другой мир, заставляете пересмотреть свои взгляды на многие вещи. Спаси Вас Господи за бесценный труд ради нас!". Люди благодарят его за чудную возможность укрепиться в вере, за его талант. Его молитвы и церковные пения, как глоток свежего воздуха, дарят тепло, радость и надежду.
Г. КАРПОВ.