День был воскресный, я не спеша возвращалась с рынка с покупками, когда заметила пожилую женщину, медленно переходившую через дорогу в направлении к колонке. Поясница ее была перевязана шерстяным платком, в руках она держала небольшой бидон, двигалась с трудом, видимо, проблемы с ногами.
Конечно, несмотря ни на что, я узнала ее, моего бывшего классного руководителя в педучилище, уверенно ведущего нас по ступеням храма науки к овладению профессией, к пониманию и осознанию всего того, что называется жизнью. Мы нечасто видимся, были рады встрече, и общение было приятным. Именно в этот момент родилась мысль написать о ней, но было страшно от сознания того, что это мой учитель, смогу ли я по достоинству оценить все содеянное ею, хватит ли в моем лексиконе слов, чтоб выразить мою благодарность ей. Но все-таки решилась, а что получилось, судить вам, мой дорогой читатель.
В детстве ее родители звали Тонюся, в студенческие годы Тонечка, а в педагогической среде и для нас, ее питомцев, она - Антонина Константиновна.
О возрасте женщины обычно не принято говорить, но все же, чтобы подчеркнуть работоспособность в ее годы, трезвость ума, скажу, что родилась она 28 февраля 1929 года в семье военного третьим ребенком. Первенец рано умер, вторым ребенком была Тамара, теперь уже ставшая старшей сестрой для Тонечки. После них родилось еще три брата. Многодетная семья. Тамара историк по образованию, всю жизнь проработала в Горьковской высшей партийной школе. Многие поречане обучались у нее.
Первый раз в первый класс Тоня пошла в Порецком, куда был назначен на работу глава семьи. Ее память хранит и образ первой учительницы - Людмилы Петровны Подзаходниковой - жены казненного в 1937 году Григория Ивановича Подзаходникова в числе шестерых учителей, обвиненных в предательстве.
Несколько лет училась в Чебоксарах, в Ядрине, а 9 и 10 - снова в Порецком.
Есть судьбы, в которых история с особой силой и безжалостностью запечатлела главнейшие черты эпохи: тяжелые военные и послевоенные годы, укрупнения и разукрупнения колхозов, совхозов и территорий, развал Союза, дефолт 90-х. История творит подобно скульптору теми же инструментами - по живому, по обнаженной душе.
Из ее дневниковых записей тех лет: "Я с благодарностью вспоминаю своих учителей, с особой нежностью - тех, кто учил нас в годы Великой Отечественной войны. Это были тяжелые годы: мы теряли близких, голодали, все классы, начиная с седьмого, много работали: на заготовке торфяных брикетов для отопления, готовили дрова для школы, подносили снопы пшеницы к молотилке, молотили и цепами, хотя было очень трудно. Приходили похоронки. Чтобы поднять наш дух, любимая учительница Ольга Григорьевна Григорьева читала нам, собравшимся в кружок вокруг теплой голландки, запрещенные в то время стихи Ахматовой, Цветаевой, Блока".
Позднее судьба подарила Антонине три встречи с одноклассником Станиславом Георгиевичем Спиридоновым, сыном директора нашего педучилища. Было о чем поговорить. Он человек военный, служил на Украине, где живет и сейчас под Киевом, выйдя в отставку. Вспоминая те трудные голодные годы, все же оценили их как годы, воспитавшие патриотизм, чувство дружбы и сопричастности к нашей общей истории.
Позади выпускной бал, в кармане золотая медаль и тысячи дорог впереди. Одна из них привела в избу-читальню колхоза имени Калинина в качестве заведующей, где верными помощниками в культурно-массовой работе были Нина Гаврилова и Шура Базанова. И только в 1948 году поступила в Казанский пединститут на отделение психологии, логики, литературы и языка. Преподаватели были из ленинградских и московских вузов. Их эрудиция, уровень знаний удивляли, поэтому не пропускали ни одной лекции. В этот период она была сильно увлечена литературой: писатель Лихачев, поэты Кочетков, Лермонтов, Пушкин; композиторы Чайковский, Бетховен, Бах. Часто проводили музыкальные вечера среди студентов и организовывали выезды на предприятия.
Учителем она стала не случайно. Это был осмысленный и правильный выбор. Эта профессия от Бога: учитель, актер и врач не могут быть серой посредственностью - в их руках судьбы людей, а это очень ответственно.
В 1952 году получила красный диплом об окончании института. Первые самостоятельные шаги на ниве просвещения в качестве преподавателя языка и литературы сделаны в средней школе села Красный Бор под Казанью.
С 1953 до 1957 года, до момента реорганизации педучилища в школу-интернат, она - преподаватель и классный руководитель нашего курса.
В 2007 году в 50-летний юбилей окончания педучилища Антонина Константиновна посвятила нам большую статью, опубликованную 18 июля 2007 года в "Порецких вестях", где она подробно описала яркую, насыщенную жизнь нашего курса.
Но всему этому предшествовало событие, о котором стоит поведать, событие, разделившее ее жизнь на ДО и ПОСЛЕ.
И действительно, скрипка в руках Вани Косова плакала и пела так, что затрагивала самые сокровенные струны души. Это был курс на 2 года старше нас, курс красивых молодых людей - Саши Короткова, Вани Ефремова, Коли Максимова. Коронной песней Коли на всех вечерах была песня "Плачь, скрипка моя, плачь". Эта песня в его исполнении находила отклик в сердцах студентов. И, конечно, многие студентки были влюблены в него. Высокий красивый брюнет, мужская стать, горделивая осанка - все говорило о его природном аристократизме. И все-таки предпочтение в выборе спутницы жизни он отдал не сокурсницам, а ей - Антонине Константиновне. Они поженились, были счастливы. И тогда казалось, что счастью не будет конца. Живи и радуйся, но… рок уже подстерегал их. Александр Сергеевич Кочетков в одном из своих стихотворений писал:
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!
Их расставанию суждено было случиться не по их вине, оно, видимо, было предначертано свыше. Трагедия произошла 25 июля 1956 года. Коля погиб в автомобильной аварии, а 18 апреля 1957 года родилась Леночка, их дочурка, которую Коле уже не суждено было увидеть, растить, любоваться ее красотой, умом, ее успехами, схожестью с ним. Как жаль, что птица счастья свой полет не согласовывает с нами.
В сентябре начался новый учебный год, мы были на 4 курсе. Видели ее подавленное состояние, старались лишний раз не огорчать. Утрату она переживала очень тяжело. И часто, когда после занятий мы приходили на факультативы, по всему зданию звучала любимая песня Коли "Плачь, скрипка моя, плачь". Фортепьяно плакало вместе с ней. И стонала душа, как цыганская скрипка: ведь сделали ей незаслуженно больно. Свою боль она передавала инструменту, и он сочувственно отзывался ей. Это было единое целое - плач и крик души.
И когда душа в печали, боимся мы чужого взгляда, понимания иль вздоха.
Мы с тобой расстались в жизни той,
Где цветы и звезды не погасли, -
Сколько лет, а ты все молодой, -
Сколько лет, а ты еще прекрасней!
Говорят, время лечит. Мы от минувшего свободны, но не от памяти своей. Подрастала Лена, все заботы о ней отвлекали от грустных мыслей. Школу дочь закончила с серебряной медалью, музыкальную - с отличием. В настоящее время Елена Николаевна после окончания медицинского факультета Чувашского государственного университета возглавляет отделение перинатального центра. Благодаря ей многие поречанки обрели счастье материнства. Уже закончила юридический факультет и работает дочь Лены - Арина, внучка Антонины Константиновны.
С 1957 по 1968 год Антонина Константиновна работала в школе-интернате. Затем до 1990 года - в Порецкой средней школе. Педагог от Бога, она очень внимательна, добра и результатов добивается не окриком, а любовью. В каждом она в первую очередь видит человека. Ее любили и дети, и родители, любят и сейчас. Бывшие ученики пишут письма, звонят, приходят домой иногда целыми классами. Она по-прежнему улыбчива, любвеобильна, приятна в общении. С ней можно часами говорить на разные темы. Память ее остра, при нашей последней встрече мы наперебой читали стихи.
Вспоминая свою работу, Антонина Константиновна продолжает:
- Я всю жизнь училась педагогическому мастерству у своих дорогих моему сердцу учителей: Ольги Григорьевны Григорьевой и Ариадны Дмитриевны Апухтиной, у Галины Николаевны Осокиной, Вениамина Владимировича Балдихина, у незабвенных Николая Васильевича и Марии Григорьевны Колосовских, у моих коллег по учительскому труду - Ангелины Максимовны Усачевой, Анны Николаевны Мезенцевой. Училась у них любить свою работу. И еще - и это очень важно! - училась у своих учеников, которые, повзрослев, выбирали себе любимое дело и выполняли его отлично. Роберт Игнаткин стал прекрасным летчиком-испытателем. Люба Глухова и Луиза Шамматова - врачами, горжусь и поречанками: Альбиной Ховриной, Ириной Титовой, Наташей Макаровой, Галиной Хохулиной. Многие стали прекрасными преподавателями вузов страны - это Саша Коротков, Коля Лушин и мн. другие. И еще: я давно поняла завет одного древнего мудреца: "Мастер! Научи ученика, чтобы было у кого учиться!"
И она пришла, ее вторая любовь. Она отдалась этому новому чувству безоглядно, как только могут цельные и искренние натуры. Она любила и была любима. Это ли не главный стимул в жизни женщины, чтобы жить дальше, созидать, делать добро с полной отдачей, с любовью.
Геннадий Александрович, ее избранник, был добр, внимателен, в нем была зрелость мыслей, поступков и чувств. Это подкупало. Он был начитан, хорошо разбирался в литературе, музыке, любил старинные песни. После окончания зооветеринарного техникума работал в Порецкой ветлечебнице, главным врачом в животноводческом комплексе. Часто, выезжая летом на комплексы, брал с собой Антонину Константиновну и Лену. В таких поездках обязательно заезжали к поэтессе Александре Дугаевой, где устраивали импровизированные музыкально-литературные посиделки. Лена и Александра очень хорошо рисовали, играли на гитаре, читали стихи. Это незабываемо!
Сын Антонины Константиновны от второго брака Александр закончил Чувашский госуниверситет, факультет автоматики и телемеханики. И тоже с отличием. Все в семье медалисты, вот что значит - гены умных людей! Его оставляли работать в конструкторском бюро, но он вернулся в Порецкое, преподавал в школе, СПТУ, а после закрытия СПТУ работает в охранном агентстве Нарофоминска.
Ксюша, дочь Александра и Галины, учится в 9 классе, отличница, общественница, активна, каждое лето работает вожатой в школьном лагере, много читает, любит поэзию, заняла призовое место в общероссийском конкурсе по русскому языку.
Печали пройденных дорог не сломили волю Антонины Константиновны к жизни, она по-прежнему активна, ежедневно работает со своим архивом, вела большую переписку с участниками ВОВ, с участниками обороны Брестской крепости, с подпольщицей Белоруссии Зоей Ивановной Кашириной, с блокадницей Ленинграда Долининой Надеждой Григорьевной - автором многих книг о Лермонтове, Пушкине, Толстом, Достоевском, с родными краснодонцев, с родственниками разведчика Рихарда Зорге.
Она из тех женщин, которые не прячутся в скорлупу, а ведут за собой, она интересна своим внутренним богатством. Ее архивные материалы, ее память позволяют воскрешать события и лица эпохи.
Педагогический стаж - 44 года. Представляете, сколько пытливых пар глаз прошло через ее сердце. Впрочем, это уже не литература, а математика. А чем измерить нравственную сторону ее работы? Она много лет накапливала материалы по патриотическому воспитанию. И вместе с другими преподавателями оформляла и поддерживала в хорошем состоянии зал боевой славы. Может, поэтому среди молодежи тех лет не было такого разгула преступности? Возглавляла профсоюзную организацию, была секретарем партбюро, 20 лет руководила районным объединением преподавателей языка, литературы и школьного воспитания, возглавляла школу передового опыта при роно, являлась наставником молодых учителей.
Кажется, все в жизни хорошо: удачно сложились судьбы детей, радуют внучки, но иногда вдруг то ли до боли знакомый тембр голоса, то ли голос скрипки или виолончели, то ли знакомо прозвучавшая фраза заставят вдруг сердце вздрогнуть, и нахлынут воспоминания, от которых душа пребывает в томительно-сладкой неге, расставаться с этими чувствами, которые цепко держат в своем плену, совсем не хочется. И проплывет перед глазами, словно ретрофильм, вся сложная и трудная жизнь. И так не захочется возвращаться из той страны воспоминаний, что до утра уже не уснуть.
Дорогая Антонина Константиновна, радуйте и дальше своим оптимизмом, великодушием, благородством не только своих детей и внуков, но и нас, ваших питомцев, ваших птенцов, которые, хоть и давно вылетели из гнезда, но и сейчас нуждаются в вашем внимании и материнской заботе. Мы помним и любим Вас по-прежнему и благодарны Вам за все.
От имени курса
выпуска 1957 г.
М. ДЕМИДОВА (ДЕБЕРИНА).