АУ «Редакция Порецкой районной газеты «Порецкие вести» Минцифры Чувашии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

https://vk.com/por_press    https://t.me/porezkvesti

 

Устаревшая версия сайта
Новый информационный ресурс доступен по адресу  https://porezkvesti.rchuv.ru/
 

Пути становления Порецкого района

Восемьдесят пять лет назад в Чувашии произошла одна из крупнейших реорганизаций органов власти и управления - проведено районирование республики взамен существовавшей уездно- волостной системы.

После преобразования Чувашской автономной области в Чувашскую АССР постановлением Президиума ВЦИК от 25 сентября 1925 года и передачи в ее состав города Алатыря и трех волостей Алатырского уезда Ульяновской губернии постановлением Президиума ВЦИК от 20 июля 1925 года республика включала в себя 5 уездов с 61 волостью. В 1925-1926 гг. Президиум ЦИК ЧАССР принял постановления, впоследствии утвержденные Президиумом ВЦИК решением от 14 июня 1927 года "Об изменениях в административном делении Чувашской АССР". Этими решениями упразднялись небольшие волости.

В итоге преобразований в республике осталось 53 волости,1167 сельских Советов. По данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, в Чувашской АССР проживало 894 478 человек.

Республика имела к тому времени четырехзвенную систему управления: республиканские органы, уисполкомы, волисполкомы и сельсоветы. У этой системы, по тогдашним оценкам, был ряд "крупных недостатков, ставших большим тормозом в работе по строительству края". В течение ряда лет Наркомат финансов РСФСР при рассмотрении прилагаемых к местному бюджету производственных планов обращал внимание органов власти Чувашской АССР на громоздкость административного, управленческого аппарата республики. Например, если по РСФСР в среднем один сотрудник административного аппарата приходился на 443 человека населения, то по Средневолжскому региону, включавшему Чувашию, - 344 человека. В самой же Чувашии "плотность" управленцев была одной из самых высоких - по одному чиновнику на каждую 261 душу населения.

Кроме того, административное деление республик на уезды и волости не соответствовало и экономическому районированию. Уездные центры по большей части были расположены на окраине территорий уездов.

С начала 20-х  годов, и особенно в 1924-1925 гг. при преобразовании автономной области в республику, на съездах о собраниях трудящихся неоднократно поднимался вопрос о переходе на трехзвенную систему управления. Однако в то время еще не был подготовлен достаточно продуманный проект районирования.

XV съезд ВКП (б), состоявшийся в феврале 1927 года, провозгласил "в течение предстоящего пятилетия окончить районирование всей страны". Вслед за этим II Всечувашский съезд Советов в марте 1927 года признал  необходимость упразднения уездов и волостей и установления трехзвенной системы управления (сельсоветы, кантонные (районные) исполкомы и республиканские органы). Съезд поручил правительству разработать вопрос о районировании с тем, чтобы своевременно получить соответствующее утверждение ВЦИК, принять все меры к осуществлению к началу 1927-1928 бюджетного года фактического перехода к новому административному делению и управлению ЧАССР.

Разработанный проект административно-территориального районирования Чувашской АССР предусматривал выделение 17 районов. Расстояние от отдаленных селений до райцентра допускалось до 25 верст. Проект был рассмотрен и принят Административной комиссией ЦИК ЧАССР, 23 мая согласован с Госпланом республики. А 24 мая Административная комиссия приняла постановление о согласовании проекта районирования республики с населением.

В июне-июле 1927 года прошло обсуждение, собрания трудящихся состоялись практически во всех населенных пунктах, уездные исполкомы выявили мнение жителей. Проект был в основном одобрен на местах. Лишь некоторые приграничные селения в силу тех или иных причин пожелали перейти из одного района в другой.

В начале июня ЦИК Чувашской АССР предложил Административной комиссии в связи с районированием начать работу по укреплению  сельсоветов. Эти органы местной власти, несмотря на густую населенность республики, были очень мелкими и охватывали от 99 до 180 хозяйств, или от 463 до 853 человек. Без укрупнения сельсоветов не могло быть и речи о районировании.

Согласованный с местными органами и населением проект административно-территориального деления Чувашии на 17 кантонов (районов) был принят Административной комиссией при Президиуме ЦИК республики 20 июля 1927 года. XI сессия ЦИК Чувашской АССР, состоявшаяся 21-23 июля 1927 года, вынесла постановление: "Проект административно-территориального деления ЧАССР на 17 кантонов, как отвечающий жизненным требованиям в условиях Чувашской Республики и запросам населения в культурном, экономическом и национальном отношениях, в основном утвердить", предложить перейти на трехзвенную систему управления  к новому бюджетному году (с 1 октября) и провести мероприятия к постепенному переходу более экономически мощных сельсоветов на самостоятельный бюджет, предусмотреть организацию национальных сельсоветов.

Затем 1 августа постановление "О районировании Чувашской АССР" принято на объединенном заседании Президиума ЦИК и Совнаркома ЧАССР, на котором решили внести проект для утверждения в Президиум ВЦИК. В Москве к его изучению привлекли коллегии ряда наркоматов РСФСР, которые признали административную реформу в Чувашии "неотложно необходимой". Проект реформ, разработанный ЦИК ЧАССР, был одобрен. Вместе с тем наименование "кантон" в коммисариатах посчитали неудачным и рекомендовали заменить на знакомое населению и более определенное по содержанию название "район".

Представленный ЦИК ЧАССР проект 23 августа утвердила Административная комиссия при Президиуме ВЦИК, а 5 сентября Президиум ВЦИК принял постановление "О районировании Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики". Упразднялось сущестовавшее административное деление на уезды и волости, вводилось новое деление Чувашии на 17 районов: Алатырский, Аликовский, Большебатыревский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Малояльчиковский, Порецкий, Татаркасинский, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шумерлинский, Ядринский. Ликвидацию уездного и волостного деления и переход на новую систему управления предписывалось завершить к 1 октября 1927 года. Одновременно ЦИК ЧАССР разрешили сократить сеть сельских Советов.

Согласно директиве из Москвы ЦИК и СНК Чувашской АССР 15 сентября 1927 года вынесли решения "Об укрупнении сельских Советов Чувашской АССР" и "О переходе на новое административное деление Чувашской АССР", наметили сроки завершения подготовленной реформы. В результате укрупнения сельсоветов из 1167 существовавших образовано 812.

Для ликвидации уисполкомов и волисполкомов были созданы ликвидационные комиссии, а для подготовки районных съездов Советов - организационные. Во всех районах 1 октября 1927 года состоялись эти первые районные съезды, на которых заслушивали отчет правительства ЧАССР, утверждали районные бюджеты и выбирали райисполкомы и ревизионные комиссии. С образованием районных исполкомов с 1 октября 1927 года ликвидированы уездные и волостные исполкомы.

Таким образом, реформа власти, районирование и укрупнение сельсоветов дали возможность прежде всего сократить штат низового управленческого аппарата. В целом по республике сокращение составило 41 процент, или 1480 человек. В том числе сокращены все 400 работников уисполкомов, в волисполкомах - 690 человек. Во вновь учрежденных райисполкомах стали работать 500 человек, то есть штат сократился на 30 проц. В сельсоветах из 2130 работников осталось 1620, штат сократился на 24 проц. Понизилась и стоимость содержания управленческого аппарата на 23 проц. В ходе реформы были расширены права укрупненных сельсоветов, раисполкомам в основном переданы полномочия уисполкомов,  а также часть обязанностей наркоматов.

Как весь этот процесс районирования проходил у нас?

Территория нынешнего Порецкого района с давних времен   числилась в составе Алатырского и Курмышского уездов Симбирской губернии. В частности, Порецкая, Сиявская, Семеновская, Мишуковская, часть селений Кувакинской и Алгашинской волостей относились к Алатырскому уезду, а Анастасовская волость и селения Ряпинского    куста - к Курмышскому уезду.

На территории Алатырского уезда, вошедшего в 1925 году в состав Чувашской АССР, к началу 1918 года существовало 7 волостей, в том числе Порецкая, Сиявская, Семеновская, Мишуковская волости. Постановлением Президиума ВЦИК от 4 мая 1922 года Курмышский уезд был перечислен из состава Симбирской губернии в состав Нижегородской, причем Анастасовская волость - полностью и южная половина Мурзицкой волости в количестве 8 селений Ряпинского куста были оставлены в Симбирской губернии и отнесены к Алатырскому уезду. Последние были включены в Порецкую волость, состоявшую до этого из одного села Порецкого.

В апреле 1924 года Президиум ВЦИК принял постановление   о новом административном делении Симбирской губернии. В   соответствии с этим документом проведено укрупнение волостей в Алатырском уезде: селения Сиявской и Алгашинской волостей переданы в Порецкую и  Алатырскую волости, Семеновской,   Мишуковской - в Порецкую и   Кувакинскую волости. Анастасовской - в Порецкую волость. Таким образом, вместо 8 волостей в Алатырском уезде осталось 3 -  Алатырская, Порецкая и Кувакинская.

В  1927-1929 годах в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК от 5 сентября 1927  года в Чувашской АССР проведено общее районирование, в   результате которого республика была поделена на 17 районов,     вместо существовавших 5 уездов   и 53 волостей, в том числе образовался Порецкий район с центром в с. Порецкое. Образовался он из всей Порецкой волости (54   селения) и части волостей Кувакинской (12 селений) и Алгашинской (5 селений).

Для проведения организационной работы по созыву съезда Советов и перехода  к новой районной системе управления повсеместно были образованы   организационные комиссии. По      Порецкому району образована  комиссия в составе А.М. Щеглова, П.М. Новошинова, М.И. Дрововозова, И.Н. Артамонова,  И.М. Тагачина.

Первый съезд Советов Порецкого района состоялся 1-3 октября 1927 года, он стал основой образования самостоятельного района. В его состав вошли все 54 населенных пункта Порецкой волости и 12 ранее относившихся к Алгашинской и Кувакинской волостям.

Первый съезд проходил в старом здании Порецкой средней школы, где в то время базировался культурный центр села. От 62268 жителей района на съезд было избрано 125 делегатов,  присутствовали 116, из них 6 женщин, 93 русских, 22 мордва, 1 чуваш. В состав  районного исполнительного комитета было избрано 19 человек и шесть - кандидатами в члены исполкома. Одновременно избрана ревизионная комиссия из трех человек и двух кандидатов.

3 октября состоялось организационное пленарное заседание   избранных рабочих органов исполнительного комитета. Его вел представитель СНК ЧАССР Мартыновский.

Председателем районного исполнительного комитета был избран Щеглов Александр Михайлович, заведующими отделами РИКа назначены: П.М. Новожинов - финансово-налоговым; М. И. Дрововозов - культурно-социальным; И.Н. Артамонов - земельным; С. П. Блохинцев - административно-хозяйственным. Также был утвержден председателем  районной  земельной комиссии (РАИЗО)  И.Н. Артамонов, а его заместителем - М.И. Дрововозов, техником-строителем РИКа - Иванов, народным судьей района - Бечин, страховым агентом - Язиков.

С образованием района начали формироваться другие руководящие органы. 27-28 октября 1927 года прошла первая районная конференция ВЛКСМ, на которой присутствовали 48 делегатов от 18 комсомольских ячеек, в которых насчитывалось 286 комсомольцев. Секретарем райкома ВЛКСМ избран Родионов Петр Александрович.

 30-31 октября 1927 года состоялось первое районное собрание коммунистов, в его работе участвовали 23 делегата от 8 ячеек, в которых  состоял 81 коммунист. Секретарем районной партийной организации был избран Тагачин Иван Максимович, уроженец Ядринского района.

Сформировавшись, районные руководящие органы начали бурную деятельность. Достаточно отметить, что только заседания районного исполнительного комитета проходили почти еженедельно. За период с 3 октября 1927 года по 12 февраля 1929 года проведено 69 заседаний РИКа. Вопросы обсуждались самые разнообразные, но больше всего касающиеся обеспечения благополучия района. Так, 17 октября 1927 года рассматривался  вопрос установления устойчивой телефонной связи района со столицей республики г. Чебоксары, которая осуществлялась через г. Алатырь. Решили протянуть телефонную линию от Порецкого до с. Гарт, где проходила Алатырская междугородняя линия связи, и присоединиться  к ней.

29 марта 1929 года третий съезд Советов Чувашской АССР одобрил решение о вхождении ЧАССР в состав Нижегородской области, которая была переименована в Горьковский край. Таким образом, Порецкий район до декабря 1936 года вместе с республикой находился в составе Горьковского края. С середины 1930 года началось осуществление нового районирования республики. К концу 1934 года был разработан проект разукрупнения существующих и образования дополнительных новых районов. В законченном виде он был утвержден Президиумом ВЦИК Чувашской АССР 9 января 1935 года. Новые районы были образованы к началу марта 1935 года, несколько селений Порецкого района отошли в Кувакинский. На этот период времени в Порецком районе насчитывалось 32 сельских Совета.

Интенсивно стал меняться состав сельсоветов с начала 1950 года. Прекратили свою деятельность такие сельские Советы, как Висяжинский, Вознесенский, Антипинский, Дурасовский, Низовский, Студенецкий, Сутяженский, Шадрихинский, Красноглуховский, Бахмутовский и другие.

27 октября 1956 года Президиум Верховного Совета ЧАССР принял постановление об упразднении 4 районов из 30.  В числе их оказался Кувакинский район, oт которого 8 населенных пунктов Мишуковского и Турдаковского кустов отошли к Порецкому району.

Очередная реорганизация районов в республике проводилась в 1962 году в связи с разделением управления сельскими и городскими населенными пунктами. Так были образованы в новых границах Алатырский район путем объединения Алатырского (без поселковых Советов) и Порецкого районов (без 3 сельсоветов) и Шумерлинский с присоединением к нему трех сельсоветов засурской зоны Порецкого района. Поселок Долгая Поляна вошел в состав Ибресинского промышленного   района.

Итак, 20 декабря 1962 года после разделения ЧАСС на 9 сельских и 2 промышленных района, Порецкий район был упразднен и поделен между Алатырским и Шумерлинским сельскими районами. Это продолжалось до 16 ноября 1964 года, когда Порецкий район был вновь восстановлен в прежних границах.

Последний раз состав сельсоветов изменился в 2006 году, когда были ликвидированы четыре органа местной власти: Ряпинский, Полибинский, Никольский, Гартовский сельсоветы. На сегодня в районе 12 сельских поселения (с 2006 года так стали  называться сельсоветы): Анастасовское, Козловское, Кудеихинское, Мишуковское, Напольновское, Никулинское, Октябрьское, Порецкое, Рындинское, Семеновское, Сиявское, Сыресинское. С 2006 года Турдаковская сельская администрация переименована в  Рындинскую.

Вот такова краткая история образования Порецкого района и районировании республики в целом.          

Подготовил Г. КАРПОВ.

    Газета Советская Чувашия Хыпар Чувашский государственный художественный музей  Чувашское книжное издательство 

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациямСоюз журналистов РоссииСоюз журналистов Чувашской Республики  

 
 
Информационное наполнение сайта:
Буслаева Наталья Александровна (83543) 2-13-22
por_pres@cbx.ru
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика