Архивный материал заслуженного работника культуры ЧР Т. Шпаревой "Богослужение в память новомученика", опубликованный в райгазете 4 апреля этого года, еще раз напоминает о том, что забывать историю своего села, района вовсе не лучший способ продвижения к демократии, к лучшей жизни.
Историю невозможно подправить, исправить или пересмотреть в угоду кому-либо. Ее можно только исказить или приукрасить. Особенность истории такова, что истинность свершившегося когда-то возвращается на круги своя так, как было на самом деле. Не зря ведь говорится: "Тот, кто выстрелит в прошлое из ружья, в того будущее выстрелит из пушки!"
Процесс становления, укрепления и развития советского государства был очень сложным, противоречивым, амбициозным, не всегда справедливым, а порой необъяснимым. Придерживаясь атеистических убеждений, должен согласиться с тем, что в отношении религии, церкви, священнослужителей было допущено множество перегибов, несправедливости, неоправданных незаконных действий, вплоть до репрессий и расстрелов.
В начале 90-х годов прошлого столетия я работал зам. предрайисполкома, был членом РК КПСС и испытал на себе, что значит находиться между "молотом и наковальней". То есть с одной стороны обеспечивать законодательство страны о религиозных культах, а с другой - выполнять требования Устава КПСС, руководящей и направляющей силы в государстве и в обществе, чтобы разрулить противостояние верующих граждан района (требующих свободы вероисповедания и открытия закрытых храмов) и встречные жесткие идеологические установки партийных органов.
В 1988 году в результате всеобщего потепления демократического климата в стране, в общественной жизни долгие и настойчивые требования верующих с. Никулина (по примеру верующих с. Козловки) увенчались успехом. Райисполком зарегистрировал религиозный совет общины, так называемую "двадцатку", в конце февраля, а 29 февраля райисполком заключил договор о передаче церковью имущества исполнительному органу Христорождественской церкви. Договор подписал автор этой корреспонденции. Через пять месяцев хлопот по капитальному ремонту на престольный православный праздник св. Бориса и Глеба 6 августа (и в честь 1000-летия крещения Руси) церковь была официально открыта при большом стечении народа (об этом можно более подробно прочитать в моем сборнике очерков из истории с. Никулина "Средь высоких хлебов затерялося…"). Автор сей статьи принародно был отмечен благодарностью владыки - архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы и вручением юбилейного издания Библии и двух юбилейных памятных нагрудных знаков Русской православной церкви.
Примерно те же организационные вопросы сопровождали процедуру открытия православного храма в с. Сыреси. Десятки собраний верующих были проведены. По просьбе верующих в район прибыл уполномоченный по делам религий и православной церкви Совета Министров СССР Куроедов. Прибыл, не заходя в РК КПСС. Встреча с ним как представителю райисполкома была поручена мне. Встретились с верующими, поговорили, убедились, что с точки зрения законодательства препятствий для открытия церкви нет. Через неделю было принято решение о регистрации исполнительного органа прихода церкви, ходатайством перед Минкультом ЧАССР о возвращении фрагментов "царских ворот" церкви, находящихся в одном из музеев республики, решение об утверждении сметы капремонта здания. При этом хочу отметить, что деревянная резьба внутри помещения церкви не имела себе равных в республике и не имеет по сей день.
Далее события развивались более стремительно и безболезненно. Были открыты храмы в с. Анастасове, вновь образован и открыт молитвенный дом в с. Ряпине, позднее - в Сияве, частично отреставрирована колокольня собора Св. Троицы в Порецком, сам собор сегодня действующий. Ранее были построены под руководством и непосредственным участием порецких строителей П.П. Седойкина и В.П. Седойкина здания православных храмов в сс. Напольном и Рындине. За большой вклад в их строительство оба удостоились высших наград - орденов Русской Православной церкви.
С пониманием сложностей того периода и необходимостью согласованных действий с властью по восстановлению и открытию недействующих православных храмов в районе относились благочинный Алатырского округа отец Николай, настоятель Христорождественской церкви отец Борис (Закиров в миру), настоятель собора Св. Петра и Павла в Порецком отец Владимир (Ильин) и другие, с которыми нам приходилось тесно работать по реализации просьб и требований граждан.
Работая над материалами сборника очерков "Потребкооперация Поречья" в райархиве, обнаружил любопытнейший документ, связанный с предыдущей публикацией по этой тематике Т. Шпаревой. В своем заявлении в Порецкий РИК гражданин с. Выползова Антипинского сельсовета Железцов Дмитрий Михайлович пишет (орфография соблюдена - авт.): "1 апреля 1932 г. по 1 февраля 1934 г. я работал страховым инспектором при Порецком РИК. 22.12.1933 г., согласно приказа РИК мне было предупреждение об увольнении. В чем выражается причина меня уволить - мне об этом не объяснили. После сего узнал, что как будто я имел тесную связь с чужим элементом, с братом монахом, он же поп.
Я считаю это неправильно. Это действительно ложь, что я оправдываюсь документами сельсовета!
Прошу Порецкий РИК наложенную на меня грязную клевету снять и дать мне возможность поступить на работу в советских учреждениях и организациях, как честному работнику и преданному советской власти. К сему прилагаю справки и характеристики Антипинского сельсовета! К сему Д. Железцов. 7.02.1934 г".
А уже 26.02.1934 г. он пишет заявление в Порецкий райпотребсоюз с просьбой принять его на работу на свободную должность инструктора: "Считаю себя к этому вполне соответствующим. 1929 и 1930 гг. работал завмагазином бывшего Дурасовского общества потребителей. Должностные работы отмечены в трудовом списке, который у меня имеется на руках. Член профсоюза госработников. Колхозник. О принятии меня на работу в советских учреждениях и организациях со стороны РИК препятствий не имеется. К сему Д. Железцов". На заявлении Железцова резолюция председателя Порецкого РПС Лабзина: "Принять с 27 февраля 1934 г. с испытательным сроком".
Вроде бы простенький, обычный эпизод из жизни того периода, а по сути, по годам и по результату подтверждает общие тенденции и, в том числе, архивный материал Т. Шпаревой по отношению к священникам, членам религиозных общин со стороны властей.
Сегодня другое время. Однако богоборческих явлений, сектантских проявлений предостаточно. Чего только стоит безобразная, разнузданная выходка группы "танцовщиц" в храме Христа Спасителя в Москве! Она получила суровую оценку россиян, иерархов православной церкви, представителей других религий.
В одном крылатом изречении метко сказано: "Люди времени не выбирают, они в нем живут и умирают…". Не во временах дело, а в самих людях.
На уроках прошлого надо учиться, дабы в настоящем и будущем избежать отрицательных явлений и серьезных ошибок, а все положительное использовать на благо демократического развития общества, на улучшение жизни людей.
А. ВОЛКОВ,
заслуженный работник культуры Чувашии.