АУ «Редакция Порецкой районной газеты «Порецкие вести» Минцифры Чувашии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

https://vk.com/por_press    https://t.me/porezkvesti

 

Устаревшая версия сайта
Новый информационный ресурс доступен по адресу  https://porezkvesti.rchuv.ru/
 

Как это было…

Архивный материал заслуженного работника культуры ЧР Т. Шпаревой "Богослужение в память новомученика", опубликованный в райгазете 4 апреля этого года, еще раз напоминает о том, что забывать историю своего села, района вовсе не лучший способ продвижения к демократии, к лучшей жизни.

Историю невозможно подправить, исправить или пересмотреть в угоду кому-либо. Ее можно только исказить или приукрасить. Особенность истории такова, что истинность свершившегося когда-то возвращается на круги своя так, как было на самом деле. Не зря ведь говорится: "Тот, кто выстрелит в прошлое из ружья, в того будущее выстрелит из пушки!"

Процесс становления, укрепления и развития советского государства был очень сложным, противоречивым, амбициозным, не всегда справедливым, а порой необъяснимым. Придерживаясь атеистических убеждений, должен согласиться с тем, что в отношении религии, церкви, священнослужителей было допущено множество перегибов, несправедливости, неоправданных незаконных действий, вплоть до репрессий и расстрелов.

В начале 90-х годов прошлого столетия я работал зам. предрайисполкома, был членом РК КПСС и испытал на себе, что значит находиться между "молотом и наковальней". То есть с одной стороны обеспечивать законодательство страны о религиозных культах, а с другой - выполнять требования Устава КПСС, руководящей и направляющей силы в государстве и в обществе, чтобы разрулить противостояние верующих граждан района (требующих свободы вероисповедания и открытия закрытых храмов) и встречные жесткие идеологические установки партийных органов.

В 1988 году в результате всеобщего потепления демократического климата в стране, в общественной жизни долгие и настойчивые требования верующих с. Никулина (по примеру верующих с. Козловки) увенчались успехом. Райисполком зарегистрировал религиозный совет общины, так называемую "двадцатку", в конце февраля, а 29 февраля райисполком заключил договор о передаче церковью имущества исполнительному органу Христорождественской церкви. Договор подписал автор этой корреспонденции. Через пять месяцев хлопот по капитальному ремонту на престольный православный праздник св. Бориса и Глеба 6 августа (и в честь 1000-летия крещения Руси) церковь была официально открыта при большом стечении народа (об этом можно более подробно прочитать в моем сборнике очерков из истории с. Никулина "Средь высоких хлебов затерялося…"). Автор сей статьи принародно был отмечен благодарностью владыки - архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы и вручением юбилейного издания Библии и двух юбилейных памятных нагрудных знаков Русской православной церкви.

Примерно те же организационные  вопросы сопровождали процедуру открытия православного храма в с. Сыреси. Десятки собраний верующих были проведены. По просьбе верующих в район прибыл уполномоченный по делам религий и православной церкви Совета Министров СССР Куроедов. Прибыл, не заходя в РК КПСС. Встреча с ним как представителю райисполкома была поручена мне. Встретились с верующими, поговорили, убедились, что с точки зрения законодательства препятствий для открытия церкви нет. Через неделю было принято решение о регистрации исполнительного органа прихода церкви, ходатайством перед Минкультом ЧАССР о возвращении фрагментов "царских ворот" церкви, находящихся в одном из музеев республики, решение об утверждении сметы капремонта здания. При этом хочу отметить, что деревянная резьба внутри помещения церкви не имела себе равных в республике и не имеет по сей день.

Далее события развивались более стремительно и безболезненно. Были открыты храмы в с. Анастасове, вновь образован и открыт молитвенный дом в с. Ряпине, позднее - в Сияве, частично отреставрирована колокольня собора Св. Троицы в Порецком, сам собор сегодня действующий. Ранее были построены под руководством и непосредственным участием порецких строителей П.П. Седойкина и В.П. Седойкина здания православных храмов в сс. Напольном и Рындине. За большой вклад в их строительство оба удостоились высших наград - орденов Русской Православной церкви.

С пониманием сложностей того периода и необходимостью согласованных действий с властью по восстановлению и открытию недействующих православных храмов в районе относились благочинный Алатырского округа отец Николай, настоятель Христорождественской церкви отец Борис (Закиров в миру), настоятель собора Св. Петра и Павла в Порецком отец Владимир (Ильин) и другие, с которыми нам приходилось тесно работать по реализации просьб и требований граждан.

Работая над материалами сборника очерков "Потребкооперация Поречья" в райархиве, обнаружил любопытнейший документ, связанный с предыдущей публикацией по этой тематике Т. Шпаревой. В своем заявлении в Порецкий РИК гражданин с. Выползова Антипинского сельсовета Железцов Дмитрий Михайлович пишет (орфография соблюдена - авт.): "1 апреля 1932 г. по 1 февраля 1934 г. я работал страховым инспектором при Порецком РИК. 22.12.1933 г., согласно приказа РИК мне было предупреждение об увольнении. В чем выражается причина меня уволить - мне об этом не объяснили. После сего узнал, что как будто я имел тесную связь с чужим элементом, с братом монахом, он же поп.

Я считаю это неправильно. Это действительно ложь, что я оправдываюсь документами сельсовета!

Прошу Порецкий РИК наложенную на меня грязную клевету снять и дать мне возможность поступить на работу в советских учреждениях и организациях, как честному работнику и преданному советской власти. К сему прилагаю справки и характеристики Антипинского сельсовета! К сему Д. Железцов. 7.02.1934 г".

А уже 26.02.1934 г. он пишет заявление в Порецкий райпотребсоюз с просьбой принять его на работу  на свободную должность инструктора: "Считаю себя к этому вполне соответствующим. 1929 и 1930 гг. работал завмагазином бывшего Дурасовского общества потребителей. Должностные работы отмечены в трудовом списке, который у меня имеется на руках. Член профсоюза госработников. Колхозник. О принятии меня на работу в советских учреждениях и организациях со стороны РИК препятствий не имеется. К сему Д. Железцов". На заявлении Железцова резолюция председателя Порецкого РПС Лабзина: "Принять с 27 февраля 1934 г. с испытательным сроком".

Вроде бы простенький, обычный эпизод из жизни того периода, а по сути, по годам и по результату подтверждает общие тенденции и, в том числе, архивный материал Т. Шпаревой по отношению к священникам, членам религиозных общин со стороны властей.

Сегодня другое время. Однако богоборческих явлений, сектантских проявлений предостаточно. Чего только стоит безобразная, разнузданная выходка группы "танцовщиц" в храме Христа Спасителя в Москве! Она получила суровую оценку россиян, иерархов православной церкви, представителей других религий.

В одном крылатом изречении метко сказано: "Люди времени не выбирают, они в нем живут и умирают…". Не во временах дело, а в самих людях.

На уроках прошлого надо учиться, дабы в настоящем и будущем избежать отрицательных явлений и серьезных ошибок, а все положительное использовать на благо демократического развития общества, на улучшение жизни людей.

А. ВОЛКОВ,

заслуженный работник культуры Чувашии.

    Газета Советская Чувашия Хыпар Чувашский государственный художественный музей  Чувашское книжное издательство 

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациямСоюз журналистов РоссииСоюз журналистов Чувашской Республики  

 
 
Информационное наполнение сайта:
Буслаева Наталья Александровна (83543) 2-13-22
por_pres@cbx.ru
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика