АУ «Редакция Порецкой районной газеты «Порецкие вести» Минцифры Чувашии ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

https://vk.com/por_press    https://t.me/porezkvesti

 

Устаревшая версия сайта
Новый информационный ресурс доступен по адресу  https://porezkvesti.rchuv.ru/
 

Тернистая дорога к знаниям

Похвально, что в последнее время районная газета все чаще публикует воспоминания читателей о прошлой жизни, о событиях минувших десятилетий. Особенно впечатляют рассказы об участниках Великой Отечественной войны. И пусть эти достоверные факты лишний раз напоминают ныне здравствующим в мирное, вполне обеспеченное время о временах трудных для народа и страны.

Я не участник войны, а труженик тыла на селе. И все эти длинных четыре года с двенадцати лет был в трудовой упряжке и в меру своих мальчишеских сил помогал фронту. Тыл и фронт были едины. И не было бы победы без этого крепкого содружества.

Естественно, в каждом таком воспоминании, рассказе о прошедшем времени прежде всего отражается личная жизнь автора, но она на фоне обстановки и событий того времени. И, значит, является частью истории страны.

Я тоже хотел бы на страницах родной газеты  рассказать о послевоенном периоде. А материально он был нисколько не лучше прежнего года, и последующие неурожаи серьезно отразились на жизни села. Это как вступление к основной теме воспоминания.

Тяга, прилежание к учебе были у меня с детства. В школу я пошел с шести лет, хотя в то время по существующим правилам в школу в первый класс принимали с восьми лет. А я был как исключение. Но и в этом возрасте учился успешно, даже был в числе лучших учеников.

Семилетку окончил в войну, в сорок втором году. О дальнейшей учебе нечего было и мечтать: отец на войне, в семье двое малолеток. Но через четыре года, когда отец пришел с войны,  возможность все же появилась. И вот в 1946 году поступил учиться в Арзамасский лесной техникум. Именно об этом времени и хотелось рассказать. Предстояло сдать три экзамена: по русскому языку, математике и Конституции. Были сомнения, выдержу ли я экзамены, ведь прошло четыре года, как окончил учебу. Но все обошлось благополучно. Так началась  трехлетняя "война" на пути к знаниям. В нашем поселке то, что мы с моим двоюродным братом Виктором Зайцевым стали учиться в техникуме и называться студентами (это звание отличало нас от учащихся в школе), было сенсацией, а для нас - моральной поддержкой. В то время в поселке никто нигде не учился, имеется в виду послешкольное образование.

Но, признаться, учеба так просто не давалась. Впереди были немалые трудности. Достаточно сказать, что все эти три года учебы приходилось преодолевать неоднократные пешие двадцатикилометровые переходы от поселка до железнодорожной станции Сергач и обратно. А их надо было делать по крайней необходимости, чтобы запастись продуктами питания у родителей. Ведь учеба учебой, но надо было как-то кормиться-питаться. Выделяемых государством хлебного пайка и скудного общественного питания для молодых людей явно не хватало. Дома у родителей наполняли сумки деревенскими хлебными лепешками, картошкой, сушеной свеклой к чаю… За спиной оказывался немалый груз. Но своя ноша, как говорится, не тянула. Транспорта никакого, разве что иногда бригадир выделял лошадь.

Чтобы попасть домой, надо было проехать на поезде по железной дороге Арзамас - Сергач, а это сто двадцать километров - три - четыре часа в пути (такова в то время была скорость поездов). Так как денег на билеты не было, приходилось ездить "зайцами" в тамбурах или на подножках вагонов, а то и на крыше.

На тернистом пути к знаниям было немало трудностей изначально. В тридцатые годы жизнь на деревне, по нынешним меркам, можно было назвать нищенской. Например, в школу мы ходили в лаптях, а в весеннюю распутицу, чтобы не промокнуть, на лапти наделывали деревянные колодки. В классах в зимнее время даже замерзали чернила в чернильницах. На занятиях сидели одетыми в пальто. По окончании четырех классов в поселковой начальной школе - учеба в семилетке, находящейся в селе Воскресенском, что в пяти километрах от нашего поселка. Это означало ежедневное хождение на занятия и в  холод, и в  осеннюю непогоду… В сильные зимние морозы жили на съемных квартирах за определенную плату, обычно за дрова или картофель. Когда началась война, учебу все побросали, лишь мы с сестрой продолжали учиться и в сорок втором школу все же окончили.

Нынешнему поколению детей, молодежи, наверное, и во сне не приснится такое. Нынче учеба в школах проходит в иных условиях. Достаточно сказать, что повсеместно осуществляется подвоз детей в школу и обратно на современных автобусах. Есть все условия для нормальных учебных и внеклассных занятий.

А. ГОРБАЧЕВ.  

    Газета Советская Чувашия Хыпар Чувашский государственный художественный музей  Чувашское книжное издательство 

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациямСоюз журналистов РоссииСоюз журналистов Чувашской Республики  

 
 
Информационное наполнение сайта:
Буслаева Наталья Александровна (83543) 2-13-22
por_pres@cbx.ru
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика